Кто будет заниматься внедрением?

Наличие положительных результатов исследований показывает лишь возможности применения новой технологии. Это является необходимым, но далеко не достаточным условием промышленного производства новых продуктов.

Как отмечалось выше – на первый взгляд заинтересованных сторон во внедрении новых качественных битумных вяжущих в нашей стране нет. Даже если мы (условно) завтра построим завод и начнем производить хорошую качественную продукцию для строительства дорог, соответствующую всем самым лучшим мировым стандартам, то ее просто некому будет брать. Как уже было сказано, в нашей стране нет современных стандартов определения качества таких продуктов, нет соответствующего лабораторного оборудования для их оценки, их некому аттестовать и некому рекомендовать к практическому применению. Казалось бы, круг замкнулся, и выхода нет. Но попробуем решить эту задачу поэтапно. Попробуем сначала определить союзников в решении нашей задачи и ответить на вопрос, кто и почему может создать такое производство?

Одним очевидным союзником создания такого рода производства являются экологи. Уже во многих регионах нашей страны существует экологический сбор на утилизацию автопокрышек. Причем в некоторых регионах за исполнением этого следят достаточно жестко. Уже имеется некоторое количество предприятий, которые успешно занимаются получением резиновой крошки. Соответственно с вопросом производства резиновой крошки особых проблем нет.

Есть еще один круг субъектов хозяйственной деятельности, которым это может быть интересно – это крупные горнодобывающие предприятия, у которых каждый год возникает проблема утилизации крупногабаритных шин (КГШ). Кроме денежного сбора на утилизацию у этих предприятий зачастую возникает проблема доставки автопокрышек к месту переработки КГШ. Такого рода предприятия как правило, расположены вблизи небольшого города. У крупных горнодобывающих предприятий обычно имеются подразделения, которые используют различные типы битумных вяжущих, как для строительства дорог, так и для различных видов строительных работ. Если заинтересовать такое предприятие производством продукции, которое будет, в конечном счете, рентабельным и необходимым для собственных нужд, то оно вполне может этим заняться.

Союзником в организации такого рода производств являются также некоторые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, у которых с достаточно определенной периодичностью возникают проблемы с утилизацией тяжелых нефтяных остатков. Им приходится платить за загрязнение окружающей среды, регулярно планировать и проводить природоохранные мероприятия. Вложив в такое производство средства, они смогут избавиться от значительной части экологических проблем, связанных с утилизацией вредных отходов. Тут вполне возможна кооперация нескольких предприятий между собой с муниципалитетами.

Крупные нефтеперерабатывающие предприятия также могут оказать посильное участие в разработке и использовании новых битумных вяжущих, вкладывая на перспективу некоторые денежные средства или участвуя в аттестации полученных продуктов в своих лабораториях.

В последнее время начала появляться информация о том, что в некоторых регионах крупные дорожно-строительные холдинги, в состав которых входят АБЗ, начинают подготовку к собственному производству ПБВ. Они также являются потенциально заинтересованной стороной организации производства по предлагаемой нами технологии. Причем там, где АБЗ работают больше

25-30 лет, для этого есть особые предпосылки. Примерно до начала 90-х годов у каждого АБЗ имелась своя установка по получению дорожного битума из гудрона. Это было связано с тем, что дорожный битум получали с НПЗ, и стоил он существенно дороже, чем гудрон, а мощностей по переработке всего получаемого на НПЗ гудрона не хватало. В структуру многих АБЗ включались установки по получению дорожного битума. Причем при небольшом изменении технологических параметров процесса по этой же технологии получали строительные битумы, которые стоят примерно на 30% дороже, чем битумы марки БНД. Однако, у производств получения битумов из гудрона было два недостатка.

Квалификации обслуживающего персонала не хватало для получения битумов со стабильным качеством. Кроме того, такого типа установки были экологически небезопасными.

В ходе получения битумов образуется чрезвычайно агрессивный и неприятно пахнущий так называемый «черный соляр», а в атмосферу выбрасывались пахучие органические вещества, обогащенные сернистыми соединениями. Если в результате расширения строительства, такое производство оказывалось вблизи жилой застройки, то возникали проблемы с экологией. Кроме этого, в начале 90-х сменилась политика НПЗ, отпускная цена гудрона вплотную приблизилась к цене дорожного битума. Соответственно такого типа производства стали нерентабельными, и были закрыты. Однако у многих АБЗ от установок получения битума осталась инфраструктура. Это, как правило, подъездные железнодорожные пути, битумохранилища, сети водоснабжения и канализации, газовые котельные и т.д. То есть все, что необходимо для строительства производства по предлагаемой нами технологии.

Последним союзником в нашем деле являются муниципальные и региональные властные структуры, которые также со своей стороны заинтересованы в улучшении экологической обстановки на своих территориях. Они в принципе могут, несмотря на ограниченные возможности бюджетов, если не частично финансировать эти работы, то хотя бы предоставить территорию для организации производства вблизи необходимых коммуникаций и нужной инфраструктуры.

В силу того, что проблема использования более качественных битумных вяжущих в России уже «перезрела», так или иначе в субъектах федерации возникнет необходимость обеспечения современным лабораторным оборудованием центров дорожных исследований. Понятно, что оснастить таким оборудованием все 85 субъектов федерации дело нереальное, но было бы логичным установить оборудование для тестов Суперпейв(Superpave) хотя бы по одному на Федеральный округ. Ориентировочная стоимость такого оборудования находится в пределах одного млн. долларов. Понятно, что богатые регионы могут позволить себе самостоятельно приобрести такое оборудование, поскольку в конечном итоге речь идет о долговечности дорог, а значит экономии расходования на них бюджетных средств. Объединение дорожников в пределах одного федерального округа позволит не только проводить обучение и подготовку квалифицированных специалистов, но и ускорит продвижение качественных битумных вяжущих в производство работ. В организации этого процесса должны, конечно, принять самое активное участие и федеральные структуры, отвечающие за разработку и аттестацию новых битумных вяжущих, поскольку они непосредственно заинтересованы в этой работе. Очевидно, что в этом направлении обязательно необходимо двигаться вне зависимости от того будут использовать нашу технологию или нет. Слишком высокую цену мы платим за отсутствие систематической работы в этом направлении.

Подводя итог можно сказать, что в целом есть не так уж мало заинтересованных сторон в создании производств, которые бы успешно решали экологические проблемы и могли получать нужный качественный продукт. Последним фактором, позволяющим говорить о перспективах организации производства по предлагаемой нами технологии может стать экономическая привлекательность предлагаемого проекта. Причем к этому есть все необходимые предпосылки. Для этого достаточно посмотреть на сопоставительный график динамики цен на битумы марки БНД и ПБВ в России за 2013 год.