Есть ли перспективы применения улучшенного качества битумных вяжущих в России?

Прежде, чем перейти к этому вопросу, обратим внимание на два важных обстоятельства.

В Европе и Америке для строительства дорог используют остаточные битумы. Для этого берут тяжелую нефть и с помощью физических методов разгонки и экстракции извлекают из ее состава светлые нефтепродукты и масла. При этом целью переработки нефти является именно получение основного продукта - битума для дорожного строительства. Последующая модификация таких битумов, как уже отмечалось ранее, происходит при условиях, при которых не происходит химическое превращение содержащихся в исходном сырье компонентов. Такой способ получения модифицированных битумных вяжущих позволяет создать технологически обособленные предприятия. На подобных производствах происходит приемка исходного битума в соответствующие емкости. Затем, после разогрева до необходимой температуры, с помощью насосов битум закачивают в специальные емкости, куда вводят различные добавки и при активном перемешивании проводят процесс растворения полимеров. Готовый модифицированный битум загружают в автоцистерны и отправляют на асфальтобетонные заводы потребителям.

Обособленность производства модифицированных битумов позволяет достаточно быстро нарабатывать промышленные опытные партии новых продуктов и быстро переходить от лабораторных испытаний к их промышленному производству. К слову сказать, в России уже имеются и находятся в процессе строительства некоторое количество такого типа производств. Этому способствовало активное применение модифицированных полимерами битумов в дорожном строительстве Москвы и Подмосковья. Однако это исключение, а не правило. Практически везде в России используют окисленные нефтяные битумы, отвечающие ГОСТу 22245-90.

Нефтеперерабатывающая промышленность России ориентирована на максимально глубокую переработку нефти. В качестве критерия эффективности работы таких предприятий используют показатель глубины переработки нефти. Поэтому дорожные битумы в России получают по остаточному принципу по технологии окисления гудрона. Резкое падение цен на нефть, девальвация национальной валюты, снижение бюджетных расходов ставят перед производителями битумных вяжущих ряд вопросов. Как изменится цена на исходный битум? Как изменится цена на модифицированный битум? Насколько уменьшатся объемы финансирования дорожно-строительных работ?

По некоторым данным можно полагать, что цены на окисленные битумы в России в 2015 году останутся на уровне 2014 года. Однако в результате снижения объемов продаж среди производителей битумных

вяжущих могут снижаться цены. Это может произойти из-за ограниченных объемов хранения на собственных производствах и желания продать весь объем продукции.

Цены на ПБВ для предприятий, работающих на импортных добавках, вероятнее всего вырастут на 50-70%, по сравнению с 2014 годом. Здесь возможно увеличение объемов продаж отечественных полимерных наполнителей, что может несколько ограничить рост цен на ПБВ.

Оценить снижение объемов финансирования дорожных ремонтно-строительных работ на 2015 год довольно сложно. Уже в прошлом году во многих муниципальных образованиях объем расходов на эти работы снизился до уровня ямочного ремонта. Есть информация, что многие муниципалитеты пытаются сохранить объемы финансирования работ на уровне прошлого года, но если не произойдет улучшение в экономике страны, то в последующие годы будет происходить еще большее снижение объемов финансирования этой сферы.

Все эти обстоятельства указывают на то, что весьма кстати было бы появление технологии получения битумных вяжущих с более низкой ценой, но с лучшими качествами, по сравнению с предлагаемыми в настоящее время. По нашему мнению, главным дешевым источником сырья для этого, является резиновая крошка, которую получают из старых автопокрышек.