Стандарты и требования к битумным вяжущим
В настоящее время качество представляемых нефтяными компаниями битумных вяжущих в России существенно отстает от современных мировых стандартов. Соответствующие министерства и ведомства в недостаточных объемах проводят целевое финансирование разработок в этой научной сфере. Однако экономический эффект от внедрения новых материалов может привести, если не к удешевлению строительства автомобильных дорог, то как минимум увеличению сроков их эксплуатации.
В отличие от многих развитых стран, прежде всего США, в России нет государственной целевой программы по развитию и регулированию нормативной базы вновь создаваемых битумных вяжущих. Именно поэтому при проектировании объектов дорожного строительства используются устаревшие нормы.
Тем не менее, в России уже существуют возможности для улучшения ситуации по разработке новых битумных вяжущих для строительства дорог. Базой для дальнейшего развития может служить, как уже отмечалось ранее, ГОСТ 52056-2003 на дорожные полимерно-битумные вяжущие и «Рекомендации по использованию полимерно-битумных вяжущих при строительстве и реконструкции автомобильных дорог» ОДМ 218.2.003-2007
В последнем документе указывается, что «климатические условия в России резко континентальны, характеризуются повышенной влажностью и большим числом переходов температуры через 0°С. Так, в соответствии со СНиП 23.01-99 температура воздуха наиболее холодных суток колеблется от минус 21 до минус 59°С, а температура хрупкости дорожных битумов всех марок колеблется в пределах от минус 6 до минус 20°С. Расчетная температура сдвигоустойчивости покрытий, полученная на основе температуры наиболее теплого
месяца при скорости ветра равной 0 м/с, колеблется в пределах от 50 до 67°С, а температура размягчения битумов находится в пределах от 35 до 51°С. При этом в покрытии необходимо наличие как структурированного, так и объемного органического вяжущего материала».
Таким образом, границы интервалов пластичности, необходимые для строительства дорожного покрытия и требования к новым материалам для всех регионов России уже имеются.
Забегая немного вперед, отметим, что именно интервал пластичности, как фактор, влияющий на качество дорожного покрытия, является самым важным наряду с другими. Согласно данным американской «Программы исследований шоссейных дорог» SHRP, влияние вяжущего на устойчивость покрытия к различным факторам в процентном отношении распределяется следующим образом: постоянная деформация - 29%, усталостная нагрузка - 52%, термическое растрескивание - 87%, соответственно.
Однако, в настоящее время в России нет никаких нормативных документов и соответствующих требований к качеству битумных вяжущих, выходящих за границы упомянутых ранее отечественных стандартов. Основным фактором сдерживающим получение соответствующих нормативных документов является отсутствие методик определения качества. Также, отсутствие аттестованных исследовательских лабораторий и оборудования, которые позволяли бы проводить оценку качества как самих новых битумных вяжущих, так и приготовленных на их основе образцов асфальтобетонных смесей.
Анализ технических стандартов применения битумных вяжущих в дорожном строительстве стран Европейского континента, Северной Африки, Китая показал, что требования, предъявляемые к материалам в России и в других странах близки между собой по основным параметрам исследований, и при этом используется типовое лабораторное оборудование. Отличия заключаются лишь в том, что в некоторых странах принято получать дополнительные параметры. В отличие от Российских требований, например, определяют параметры стабильности битумных вяжущих. В некоторых стандартах дополнительно измеряют вязкость при 180°С или близкой к этому значению температуре. Также иногда определяют кинематическую вязкость при температуре 60 °C или кинематическую вязкость при 135 °C. В некоторых странах дополнительно определяется восстановление после сжатия. Для Европейских производителей асфальта разработано большое количество марок битумных вяжущих, имеющих мене узкие интервалы пенетрации битумов, чем в России. Причем температуры хрупкости таких материалов находятся в пределах от -5°C до -15°C. Сказывается более мягкий климат.