Еще раз про интервал пластичности

Вернемся еще раз к вопросу - почему так важно наличие широкого интервала пластичности у битумных вяжущих?

Если мы возьмем экваториальную зону земного шара, то для строительства дорог в этой климатической зоне важным показателем является интервал пластичности в границах температур от 30 ºС до 70 ºС. Это связано с тем, что температура воздуха в этой зоне круглые сутки держится около 30 ºС. Солнечный свет, попадающий на поверхность асфальтового покрытия, увеличивает температуру до 70 ºС. Интересно, что понимание этого позволяет поставить задачу для разработки новых видов битумной продукции, необходимых для рынка стран экваториальной зоны, северного и южного тропика. Из теории известно, что при различных температурах битумное вяжущее имеет различную вязкость. Соответственно, "эффективная работа" битумного вяжущего, которая определяется как соотношение вязкого и упругого поведения, при различных температурах меняется. В системе тестов Суперпейв (Superpave) существует на этот счет два очень важных показателя - определение вязкоупругого поведения битумных вяжущих и определение параметров, влияющих на колейность. Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, можно сказать, что для экваториальной зоны "эффективная работа" битумных вяжущих ограничивается 30-40 ºС. Если мы посмотрим на климатические зоны России, то увидим, что самым благоприятным, с точки зрения температурного интервала эксплуатации дорожного полотна, является самое теплое место в России – г. Сочи. А точнее участок побережья от г. Туапсе до границы с Абхазией. В этом месте среднегодовой интервал температур эксплуатации асфальтового покрытия лежит в пределах от 0 ºС до 60 ºС. Если мы будем рассматривать климатические зоны к Северу, то легко убедиться , что интервал температур, при котором эксплуатируются дороги, будет увеличиваться от +60 ºС до -60 ºС. В США, где разрабатывалась система оценки качества битумных вяжущих Суперпейв (Superpave), таких климатических зон эксплуатации дорожного полотна нет. С этим обстоятельством столкнулись дорожники Канады, где, по нашим меркам, далеко не самые суровые условия эксплуатации дорог по сравнению с большей

частью России. Соответственно, создание новых видов битумных вяжущих с широким интервалом пластичности по-прежнему остаётся весьма актуальной задачей. По всей видимости, в России следует прилагать значительные усилия для получения интересных решений в этой области.