Нефтяные битумы для дорожного строительства
Известно, что битум - это продукт переработки нефти, а если сказать точнее, это ее самая тяжелая часть. В мировой практике существуют три способа получения нефтяных битумов, используемых в дорожном строительстве.
- Во-первых, это получение так называемого остаточного битума, который получают путем концентрирования нефтяных остатков за счет вакуумной перегонки остатков тяжелой асфальто-смолистой нефти. Такого рода нефть добывают в Венесуэле. На мировом рынке встречается также Арабская тяжелая нефть и др. В США и Европе в основном используют именно такие битумы.
- Вторым способом получения нефтяных битумов является окисление нефтяных остатков (мазутов, гудронов, полугудронов, битумов деасфальтизации, крекинг-остатков и др.). Отметим, что в России, впрочем, как и на всей территории постсоветского пространства, преимущественным способом получения нефтяных битумов является именно этот процесс.
- Третьим способом получения нефтяных битумов является компаундирование нефтяных остатков с дистиллатами, окисленными или остаточными битумами.
В технологической классификации нефти подразделяют на 3 класса (I-III) по содержанию серы в нефти (малосернистые, сернистые и высокосернистые)».
Обусловленная различным химическим составом нефть в разной степени пригодна для получения нефтяных окисленных битумов. Из некоторых типов нефти, а именно с высоким содержанием парафинов, невозможно получить окисленные дорожные битумы, соответствующие ГОСТ. При окислении гудрона различных типов нефти в соответствии с ГОСТ 22245-90 получают разные по качеству и характеристикам марки окисленных битумов.
Очевидно, что способ получения нефтяного битума, главным образом, зависит от химического состава исходной нефти. Существует несколько видов классификации нефти: химическая, технологическая и техническая.
В химической классификации за основу принято брать преимущественное содержание в нефти одного или нескольких классов углеводов. «Различают 6 типов нефти: парафиновые, парафино-циклановые, циклановые, парафино-нафтено-ароматические, нафтено-ароматические и ароматические. В парафиновой нефти все фракции содержат значительное количество алканов: бензиновые - не менее 50 %, а масляные - 20 % и более. Количество асфальтенов и смол исключительно мало.
В парафино-циклановой нефти и их фракциях преобладают алканы и циклоалканы, содержание аренов и САВ мало. К ним относят большинство нефтей Урало-Поволжья и Западной Сибири. Для циклановой нефти характерно высокое (до 60 % и более) содержание циклоалканов во всех фракциях. Они содержат большое количество твердых парафинов, смол и асфальтенов. К циклановым относят нефти, добываемые в Баку (балаханская и сураханская) и на Эмбе (доссорская и макатская) и др.
Таблица 1. Технические требования к дорожным битумам. ГОСТ 22245-90
Наименование показателя | Норма для битума марки | Метод испытания | ||||||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 | БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | ||
ОКП 02 5612 0115 | ОКП 02 5612 0114 | ОКП 02 5612 0113 | ОКП 02 5612 0112 | ОКП 02 5612 0111 | ОКП 02 5612 0205 | ОКП 02 5612 0204 | ОКП 02 5612 0203 | ОКП 02 5612 0202 | ||
1. Глубина проникания иглы, 0.1 мм: | По ГОСТ 11501 | |||||||||
при 25°С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 60-90 | |
при 0°С, не менее | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 | 24 | 18 | 15 | 10 | |
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 | 33 | 38 | 41 | 45 | По ГОСТ 11506 |
3. Растяжимость, см, не менее: | По ГОСТ 11505 | |||||||||
при 25°С | - | 70 | 65 | 55 | 45 | - | 80 | 80 | 70 | |
при 0°С | 20 | 6 | 4 | 3.5 | - | - | - | - | - | |
4. Температура хрупкости, °С, не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 | -14 | -12 | -10 | -6 | По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 |
5. Температура вспышки, °С, не ниже | 220 | 220 | 230 | 230 | 230 | 220 | 230 | 240 | 240 | По ГОСТ 4333 |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева/°С,не более | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 8 | 7 | 6 | 6 | По ГОСТ 18180, ГОСТ 11506 |
7. Индекс пенетрации | От -1.0 до +1.0 | Oт -1.5 до +1.0 | По приложению 2 |
Таблица 2. Рекомендуемое применение дорожных битумов для различных климатических зон России. ГОСТ 22245-90
Дорожно-климатическая зона | Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года, °С | Марка битума |
I | Не выше -20 | БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II и III | От -10 до-20 | БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II, III, IV | От -5 до -10 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 |
IV-V | От -5 до -10 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 |
Из таблиц 1 и 2 видно, что у всех нефтяных дорожных битумов, разница между максимально возможными температурами размягчения и хрупкости, или так называемый интервал пластичности, не превышает значения 63 °С. При этом очевидно, что материалы фактически не пригодны там, где температура холодного времени года на длительное время опускается ниже -20°С, а большинство среднемесячных температур наиболее холодного времени года во многих климатических зонах России имеют существенно большую разницу, чем предусмотрено ГОСТом. Несмотря на очевидные недостатки нефтяных дорожных окисленных битумов по ГОСТ 22245-90, их использование на большей территории России продолжается. Отчасти исправить это положение стало возможным за счет введения нового ГОСТ 52056-2003 на полимерно-битумные вяжущие (ПБВ).
Таблица 3. Технические требования к полимерно-битумным вяжущим на основе блок сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. ГОСТ 52056-2003
Наименование показателя | Норма для вяжущего марки | Метод испытания | |||||
ПБВ 300 | ПБВ 200 | ПБВ 130 | ПБВ 90 | ПБВ 60 | ПБВ 40 | ||
1. Глубина проникания иглы, 0.1 мм, не менее, при температуре: | По ГОСТ 11501 | ||||||
при 25°С | 300 | 200 | 130 | 90 | 60 | 40 | |
при 0°С | 90 | 70 | 50 | 40 | 32 | 25 | |
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже | 45 | 47 | 49 | 51 | 54 | 56 | По ГОСТ 11506 |
3. Растяжимость, см, не менее, при температуре: | По ГОСТ 11505 | ||||||
при 25°С | 30 | 30 | 30 | 30 | 25 | 15 | |
при 0°С | 25 | 25 | 20 | 15 | 11 | 8 | |
4. Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | По ГОСТ 11507 |
5. Эластичность, %, не менее, при температуре: | |||||||
при 25°С | 85 | 85 | 85 | 85 | 80 | 80 | |
при 0°С | 75 | 75 | 75 | 75 | 70 | 70 | |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более (по абсолютной величине) | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | По ГОСТ 18180, ГОСТ 11506 |
7. Температура вспышки, °С, не ниже | 220 | 220 | 220 | 220 | 230 | 230 | По ГОСТ 4333 |
8. Сцепление с мрамором или песком | Выдерживает по контрольному образцу № 2 | По ГОСТ 11508, метод А | |||||
9. Однородность | Однородно | По 6.1 настоящего стандарта |
Несмотря на существенное увеличение интервала пластичности полимерно-битумных вяжущих, применение в нашей стране такого материала для строительства автомобильных дорог ограничено. Лишь для некоторых регионов, таких как Москва, Подмосковье и некоторых других, применение ПБВ является обязательным. Это связано, прежде всего, с увеличением стоимости такого рода материалов. Цена на ПБВ по сравнению со стандартными битумами (по данным на 2014 г.) выше на 70-100%. А в связи с тем, что подавляющая часть добавок поступает в Россию из других стран, можно ожидать еще больший рост стоимости готовых ПБВ.
Более подробно о применении различных типах добавок к нефтяным битумам мы расскажем отдельно. Это достаточно обширная самостоятельная тема исследований во многих ведущих странах мира.